Щёлочная фосфатаза (ЩФ)

ЕДИНИЦЫ СИ (рекомендуемые)

ТРАДИЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ



Синоним
Фосфатаза щёлочная
Единицы измерения
нкат/л, мккат/л, нмоль/(с•л),мкмоль/(с•л), Ед/л, МЕд/л, мкмоль/(мин•л), мкмоль/(ч•л), мкмоль/(ч•мл)

Щелочная фосфатаза сыворотки состоит из четырех структурных генотипов: печеночно-костно-почечного типа, кишечного типа, плацентарного типа и варианта из эмбриональных клеток. Она присутствует в остеобластах, гепатоцитах, лейкоцитах, почках, селезенке, плаценте, предстательной железе и тонкой кишке. Печеночно-костно-почечный тип является особенно важным.

Роль ЩФ в обмене веществ полностью не выяснена. Установлено, однако, что этот фермент участвует в транспорте липидов через стенку кишечника и в кальцификации костей. ЩФ примерно в одинаковых количествах образуется в печени и в костях. Примерно у 25% здоровых людей обнаруживается также кишечный изофермент ЩФ; в пробе, взятой натощак, на долю этого изофермента приходится около 10% от общей активности ЩФ. Повышение общей активности ЩФ может быть обусловлено как физиологическими причинами, так и заболеваниями печени или костей. Так, активность ЩФ повышается, начиная со 2-го триместра беременности (за счет усиления синтеза плацентарного изофермента ЩФ), у детей в период роста (за счет усиления синтеза костного изофермента ЩФ), а также после приема пищи у лиц с группами крови B и 0, у которых секретируется антиген H (кишечный изофермент ЩФ).

Наиболее часто активность ЩФ повышается в результате заболеваний печени и желчных путей. Повышенные уровни этого фермента обнаруживаются примерно у 60% лиц, страдающих подобными заболеваниями. Повышение активности щелочной фосфатазы происходит при всех формах холестаза, особенно при обструктивной желтухе. 

Активность ЩФ может также повышаться при первичных поражениях костей, в частности, при остеомаляции, несовершенном остеогенезе, интоксикации витамином D и первичных опухолях костей. Активность ЩФ может повышаться и при вторичных поражениях костей, например, при метастазах в костях, а также при таких заболеваниях, как множественная миелома, акромегалия, почечная недостаточность, тиреотоксикоз, эктопическая оссификация, саркоидоз, туберкулез костей и переломы в стадии заживления. При таких заболеваниях костей, как болезнь Педжета, витамин-D-зависимый рахит и метастазы в костях, активность ЩФ служит хорошим показателем интенсивности метаболизма костной ткани (в отсутствие сопутствующего хронического заболевания печени). При таких метаболических поражениях костей, как тиреотоксикоз, остеопения или остеопороз, общая активность ЩФ повышается лишь в отдельных случаях.

Пониженная активность ЩФ характерна для семейной гипофосфатазии, гипопаратиреоза, ахондроплазии, апластической остеопатии у пациентов, находящихся на гемодиализе, гипофизарной карликовости, хронической лучевой болезни и истощения.

РЕФЕРЕНТНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Взрослые

Мужчины 40-129 Е/л (0.67-2.15 мккат/л)

Женщины 35-104 Е/л (0.58-1.74 мккат/л)

Мужчины (Дети)
0 - 14 дней       83-248 Е/л  (1.39-4.14 мккат/л)
15 дней – <1 года 122-469 Е/л (2.04-7.83 мккат/л)
1 - < 10 лет      142-335 Е/л (2.37-5.59 мккат/л)
10 - < 13 лет     129-417 Е/л (2.15-6.96 мккат/л)
13 - < 15 лет     116-468 Е/л (1.94-7.82 мккат/л)
15 - < 17 лет      82-331 Е/л (1.37-5.53 мккат/л)
17 - < 19 лет      55-149 Е/л (0.92-2.49 мккат/л)

Женщины (Дети)
0 - 14 дней       83-248 Е/л  (1.39-4.14 мккат/л)
15 дней – <1 года 122-469 Е/л (2.04-7.83 мккат/л)
1 - < 10 лет      142-335 Е/л (2.37-5.59 мккат/л)
10 - < 13 лет     129-417 Е/л (2.15-6.96 мккат/л)
13 - < 15 лет      57-254 Е/л (0.95-4.24 мккат/л)
15 - < 17 лет      50-117 Е/л (0.84-1.95 мккат/л)
17 - < 19 лет       45-87 Е/л (0.75-1.45 мккат/л)

Щёлочная фосфатаза (ЩФ) - перевод, преобразование, перерасчет единиц измерения из общепринятых или традиционных единиц в единицы СИ и наоборот. Лабораторный онлайн калькулятор позволяет проводить конвертацию показателя Щёлочная фосфатаза (ЩФ) в следующие единицы: нкат/л, мккат/л, нмоль/(с•л),мкмоль/(с•л), Ед/л, МЕд/л, мкмоль/(мин•л), мкмоль/(ч•л), мкмоль/(ч•мл). Перевод количественных значений результатов лабораторных анализов из одних единиц измерения в другие. Таблица с коэффициентами пересчета результатов исследования в нкат/л, мккат/л, нмоль/(с•л),мкмоль/(с•л), Ед/л, МЕд/л, мкмоль/(мин•л), мкмоль/(ч•л), мкмоль/(ч•мл).

Alkaline Phosphatase (ALP)

SI UNITS (recommended)

CONVENTIONAL UNITS



* The SI unit is the recommended method of reporting clinical laboratory results

Synonym
ALP, ALKP, ALPase, Alk Phos, EC 3.1.3.1
Units of measurement
nkat/l, µkat/l, nmol/(s•L), µmol/(s•L), U/L, IU/L, µmol/(min•L), µmol/(h•L), µmol/(h•mL)

Alkaline phosphatase in serum consists of four structural genotypes: the liver-bone-kidney type, the intestinal type, the placental type and the variant from the germ cells. It occurs in osteoblasts, hepatocytes, leukocytes, the kidneys, spleen, placenta, prostate and the small intestine. The liver-bone- kidney type is particularly important.

The precise metabolic function of ALP has not yet been fully elucidated, however the enzyme is associated with intestinal lipid transport and bone calcification. ALP originates in approximately equal proportions from the liver and the skeletal system. Approximately 25% of healthy individuals also have intestinal ALP which accounts for approximately 10% of the total ALP in a fasting sample. Increases in total ALP are either due to physiological causes, or are caused by diseases of the liver or bone. Physiological increases in ALP are found in pregnancy from the 2nd trimester onwards due to placental ALP, in growing children due to bone ALP and postprandially in individuals with blood groups B and O, who are secretors of blood group substance H (intestinal ALP).

 The most common cause of elevated ALP is hepatobiliary disease, with pathological ALP levels found in approximately 60% of patients with disease of the liver or biliary tract. A rise in the alkaline phosphatase occurs with all forms of cholestasis, particularly with obstructive jaundice.

ALP levels may also be elevated in primary bone diseases, such as osteomalacia, osteogenesis imperfecta, vitamin D intoxication and primary bone tumours. ALP levels may also be increased in secondary bone diseases, such as skeletal metastases, and in diseases such as multiple myeloma, acromegaly, renal insufficiency, hyperthyroidism, ectopic ossification, sarcoidosis, bone tuberculosis and healing fractures. In bone diseases such as Paget’s disease, vitamin D deficiency rickets and metastatic bone disease, ALP activity is a good indicator of bone activity, in the absence of co-existing chronic liver disease. Total ALP is only occasionally elevated in some metabolic bone diseases such as hyperparathyroidism, osteopenia or osteoporosis. Reduced levels of ALP are found in familial hypophosphatasia, hypoparathyroidism, achondroplasia, adynamic bone disease in dialysis patients, pituitary dwarfism, chronic radiation sickness and malnutrition.

Reference Intervals
Adults

Males      40-129 U/L (0.67-2.15 μkat/L)

Females    35-104 U/L (0.58-1.74 μkat/L)


Children

Male

0 - 14 days         83-248 U/L (1.39-4.14 μkat/L)
15 days - <1 year  122-469 U/L (2.04-7.83 μkat/L)
1 - < 10 years     142-335 U/L (2.37-5.59 μkat/L)
10 - < 13 years    129-417 U/L (2.15-6.96 μkat/L)
13 - < 15 years    116-468 U/L (1.94-7.82 μkat/L)
15 - < 17 years     82-331 U/L (1.37-5.53 μkat/L)
17 - < 19 years     55-149 U/L (0.92-2.49 μkat/L)

Female

0 - 14 days         83-248 U/L (1.39-4.14 μkat/L)
15 days - < 1 year 122-469 U/L (2.04-7.83 μkat/L)
1 - < 10 years     142-335 U/L (2.37-5.59 μkat/L)
10 - < 13 years    129-417 U/L (2.15-6.96 μkat/L)
13 - < 15 years     57-254 U/L (0.95-4.24 μkat/L)
15 - < 17 years     50-117 U/L (0.84-1.95 μkat/L)
17 - < 19 years      45-87 U/L (0.75-1.45 μkat/L)

SI units Conversion Calculator. Convert Alkaline Phosphatase (ALP) level to nkat/l, µkat/l, nmol/(s•L), µmol/(s•L), U/L, IU/L, µmol/(min•L), µmol/(h•L), µmol/(h•mL) . Clinical laboratory units online conversion from conventional or traditional units to Si units. Table of conversion factors for Alkaline Phosphatase (ALP) unit conversion to nkat/l, µkat/l, nmol/(s•L), µmol/(s•L), U/L, IU/L, µmol/(min•L), µmol/(h•L), µmol/(h•mL) .